САД ЗНАНИЙ

Автор: Антон Кочуркин

Продюсер: Юлия Бычкова
Исполнительный продюсер: Катя Поручик
Кураторы: «Варенъйе организм»

Образ лабиринта нередко используют как аллегорию познания мира или самого себя, поиска истины или ответов на мучающие вопросы. К примеру, во второй половине 1980-х «бумажные архитекторы» Александр Бродский и Илья Уткин подали на конкурс журнала Japan Architect «Умный рынок» (Intelligent Market) концептуальный проект, изображающий циклопических размеров лабиринт-амфитеатр, в котором, однако, невозможно заблудиться – там есть лишь один маршрут, который пролегает через длинные веерообразные коридоры и неизбежно выводит на условную арену в геометрическом центре этой невероятной мегаструктуры. Лабиринт квадратный в плане, хотя структурно чем-то напоминает диафрагму фотоаппарата. Стены коридоров, закручивающиеся в спираль, снижаются по высоте от внешнего периметра к центру, что и создает эффект амфитеатра, – это позволяет дошедшему до «арены» путнику увидеть весь проделанный им до того путь. Чем не аллегория жизненного пути – от рождения к смерти?


Архитектор и бессменный куратор «Архстояния» Антон Кочуркин проиллюстрировал тему познания схожим образом, но сумел при этом создать совершенно другое настроение – оптимистичное, чуть ли не праздничное. Его инсталляция «Сад знаний» для фестиваля «Архстояние Детское» 2014 года, представлявшая собой лабиринт из белой мелкоячеистой сетки, растянутой между воткнутыми в землю древесными стволами, интерпретировала процесс познания не как блуждание впотьмах, но как легкую, радостную игру. Специальные экспозиции в комнатах на пути следования к выходу из лабиринта рассказывали о Никола-Ленивце, растительном мире и содержали нравственные послания, зачастую довольно бесхитростные и обличенные в форму императива, вроде «сочиняйте, творите, любите!».


В авторской пояснительной записке сказано: «Каждая комната лабиринта хранит одно знание, эмоцию, чувство о Никола-Ленивце. Каждый, кто находит эту комнату – находит сокровище. Сложный лабиринт, пройдя который, можно получить новый опыт. Интерактивный образовательный проект, где в игровой форме даётся представление о важных вещах». Честно говоря, ни прибавить, ни убавить.

год: 2014