Автор: Ирина Корина Продюсер: Юлия Бычкова Куратор: Катя Поручик
Сложная для понимания и нарочито незаметная, но удивительно тонкая инсталляция Ирины Кориной «Растительный орнамент» вынудила расчувствоваться многих посетителей фестиваля «Архстояние Детское» 2018 года, тема которого звучала как «Я иду искать».
Спрятанные в кронах деревьев объемные ребусы родом из большого города – то в виде копий лепнины с фасадов сталинских зданий, то в виде фотографий граненого кафеля, которым облицованы некоторые станции московского метро, то в виде увеличенных в масштабе и обрезанных по контуру изображений осенних листьев – можно было разглядеть разве что в подзорную трубу, установленную на верхушке «Арки» Бориса Бернаскони. Сама Корина в своей статье для Colta.ru ласково называет эти объекты «городские агенты, командированные в лесную чащу» и поясняет: «Мне захотелось на время “разоблачить” растительные мотивы, что пришли в архитектуру из природы, и вернуть их назад, в лес».
В этой совсем недетской по степени интеллектуальной глубины и эмоциональной заряженности работе очень много ностальгии, и не столько по советской эпохе как таковой, сколько по советской контркультуре, проявившейся в том числе в творчестве московских концептуалистов, на которой была воспитана и которой восхищалась Корина. Слово автору, благо она прекрасно им владеет: «”Растительный мотив” посвящается моему детству и искусству семидесятых. Благодаря слоям времени, дымке в общее пятно соединилось то, что было отдельным. Я имею в виду позицию и слова концептуалистов о работе в книжной графике. Многие (в первую очередь, Илья Кабаков) говорили в своих воспоминаниях, что работа в книжной графике была для них нелюбимой, вынужденной халтурой. Но именно эти книжки и были частью моего детства». Сентиментальные чувства художницы нашли отражение в выборе шрифтов и текстур, смело, несколько даже своевольно соединенных с декоративными элементами из параллельной реальности советского официоза.
Произведение Кориной – редкое, удивительное свидетельство того, как человеческая память смешивает, на первый взгляд, несмешиваемое, опознавая как ценность все, что было и прошло.