Авторы: Сергей Катран, Павел Войницкий Продюсер: Юлия Бычкова Куратор: Катя Поручик
Инсталляция «Сеновики» Сергея Катрана и Павла Войницкого на «Архстоянии Детском» 2018 года, безусловно, является репликой «Снеговиков» Николая Полисского – первой работы мастера в жанре ленд-арта на территории Никола-Ленивца, датированной 2000 годом и прославившей как художника, так и природный заповедник на берегу Угры.
Но Катран с Войницким не были бы художниками, если бы это была банальная реплика. За реверансом в сторону Полисского скрывается целая философия, пускай и юмористического толка. Авторы «Сеновиков», по собственному признанию, обожают снег и хотели бы лицезреть его круглый год, но у природы свои законы, людям неподвластные, и потому им пришлось изобрести целую систему, как сохранять ощущение заснеженности летом и в межсезонье, когда атмосферные осадки какие угодно, но только не те, из которых получаются сугробы. Художники назвали эту систему «политика снега».
Идея довольно проста: существует определенный набор архетипических образов, устойчиво ассоциирующихся с зимой, со снегом, – это новогодняя елка, сосулька, тот же снеговик, и, чтобы летом снег жил не только в памяти, но и в сердце, достаточно заполнить пространство формами, напоминающими эти образы, причем они могут быть сделаны из чего угодно. «Сеновики выходят на солнечную поляну, когда захотят!», – звучал девиз концептуального проекта Катрана и Войницкого. Так была одержана локальная победа над климатической дискриминацией в отношении снега – история этого не забудет.