Эксцентрик и кудесник Роман Ермаков, создатель т.н. пятого измерения (или его порождение, кто знает?), сделал на фестивале «Архстояние Детское» 2014 года интерактивную инсталляцию-лабиринт из вращающихся под физическим воздействием четырехлопастных дверей-вертушек. Лопасти были вырезаны из белого пластика, так что подвижные элементы лабиринта напоминали одновременно воткнутые в землю перья гигантской птицы и трехмерную аппликацию – в них было нечто сказочное и вместе с тем механистичное.
Сквозь лес вертушек приходилось пробираться фактически вслепую, что в определенном смысле роднит этот арт-объект с более поздней инсталляцией на территории арт-парка «Никола-Ленивец» под названием «Непроходимая чаща». Только если в последнем случае, перемещаясь с закрытыми глазами, как рекомендуют авторы Василиса Прокопчук и Евгений Брагин, можно стукнуться лбом о свисающую сверху и слегка покачивающуюся палку, то в лабиринте Ермакова гости фестиваля сталкивались друг с другом, что порой приводило к забавным курьезам. Одна и посетительниц того фестиваля с теплотой вспоминает о своем опыте «перемещения через вращение»: «Вот тут было очень неловко – у меня в руке был “открытый” банан, в какой-то момент я столкнулась с девочкой лет полутора, и она выхватила у меня банан и стала есть (он целый был, не надкусанный). Я стою и глазами хлопаю, и тут на меня налетели папа и бабушка с криками – не надо ее кормить».
По сути же инсталляция Ермакова была не чем иным, как своеобразным экспериментом по принуждению к танцу и спонтанным коммуникациям с помощью динамических преград. Детям было весело, а это главное.