По степени узнаваемости с «Черным квадратом» Казимира Малевича может соперничать разве что «Джоконда» Леонардо да Винчи. При этом версий по поводу значения картины-феномена великого авангардиста, которую сам художник характеризовал то как «царственного младенца», то как «нуль форм», пожалуй, даже больше, чем по поводу улыбки Моны Лизы: «Черный квадрат» интерпретируют и как анти-икону, и как манифестацию смерти предмета в искусстве, и как банальную провокацию, за которой не стоит никакого реального содержания, и как изображение солнечного затмения, т.е. аллегорию победы над солнцем, и как символ свободы, и как проект демократии… Всех существующих трактовок и не перечислить.
Художница и фотограф Саша Нгуен, приглашенная к участию в фестивале «Архстояние Детское» 2014 года в качестве автора одной из инсталляций, сделала в хорошем смысле хулиганское высказывание на стыке концептуализма и поп-арта, превратив «Черный квадрат» в песочницу для детей – с черным песком и белыми формочками в виде архитектонов того же Малевича. Воистину, чем копаться в смыслах беспредметного искусства, лучше копаться в самом беспредметном искусстве – буквально.
Дети с удовольствием играли в черной песочнице, не догадываясь ни о художественной родословной «Песочницы Малевича» (зачастую), ни тем более о содержащейся в образе арт-объекта иронической коннотации. Взрослые же умилялись своим чадам, одновременно упиваясь собственной эрудированностью. Не это ли настоящая постирония?